Главная /
Интеллектуальные робототехнические системы
Интеллектуальные робототехнические системы - ответы на тесты Интуит
Курс посвящен основам теории и методологии создания интеллектуальных систем и робототехнических комплексов. Даются примеры создания интеллектуальных систем и решения робототехнических задач.
Список вопросов:
- # Что такое искусственный интеллект?
- # Когда создан язык программирования Лисп - любимый язык разработчиков искусственного интеллекта?
- # Из каких этапов состоит анализ текстов на естественном языке?
- # Что умел распознавать персептрон Ф.Розенблата ?
- # А.Тьюринг предлагает называть интеллектуальным такое поведение программы, которое будет
- # Модульность продукционных правил в ИС заключается в том, что
- # Отличительными чертами ЭВМ пятого поколения являются
- # Тест Тьюринга имеет следующие важные особенности:
- # Решение задач автоматического доказательства теорем и создание А.Ньюэллом, Дж.Шоу и Г.Саймоном программы GPS (General Problem Solver) позволило:
- # Советская шахматная программа “Каисса” в 1974г. стала чемпионом мира среди шахматных программ. Какой метод позволил достигнуть этого результата в первую очередь?
- # Объем исследований и разработок в области нейронных сетей резко возрос в настоящее время благодаря тому, что
- # Какими свойствами обладает система замкнутая по ошибке.
- # Функции, выполняемые оптической системой контроля.
- # Какова роль «избыточных» датчиков, определяющих координаты механизма.
- # Свойства системы, управляемой по рассогласованию между программным и реальным сигналами.
- # Функции, выполняемые системой низшего уровня.
- # Назначение оптической системы контроля.
- # Функции, выполняемые исполнительными приводами.
- # Что такое подвижный трехгранник Фрэне.
- # Полиномы Лагранжа для описания поверхности
- # Каким образом задается движение по поверхности с постоянной скоростью.
- # В чем отличие между описанием поверхности сплайн-функциями и полиномами.
- # Каким образом определяется нормаль в точках поверхности, описанной полиномами?
- # В чем состоит сходство описания поверхности сплайн-функциями с полиномами?
- # Сплайн-функции для описания поверхности
- # Что такое подвижный трехгранник.
- # Какие параметры определяются оптической системой.
- # Что такое масштабный множитель «m» изображения на фотоматрице.
- # В чем состоят основы повышения точности определения границ зоны при наличии дискретного устройства восприятия изображения.
- # Какие функции выполняет дифракционная решетка .
- # Параметры поверхности, контролируемые оптической системой.
- # В чем состоят основы контроля шероховатости поверхности с помощью оптической системы.
- # Масштаб изображения на фотоматрице.
- # Какие функции выполняет телевизионная камера в оптической системе.
- # Для чего необходима установка дополнительных датчиков, определяющих положение выходного звена механизма параллельной структуры.
- # Какое количество датчиков, контролирующих перемещение выходного звена механизма, достаточно для определения его положения в данном механизме.
- # Что представляют постоянные коэффициенты Кj в матричном уравнении .
- # Что такое линейные погрешности выходного звена механизма.
- # Какое количество датчиков достаточно для определения положения объекта в пространстве.
- # Что включают погрешности коэффициентов Кj в матричном уравнении .
- # С какой целью устанавливаются датчики положения в системе управления «низшего» уровня.
- # Что такое угловые погрешности выходного звена механизма.
- # Почему нельзя по одной координате независимо управлять моментом, развиваемым приводом, скоростью движения и перемещением по данной координате.
- # Предназначение дополнительных приводов, устанавливаемых в свободных сочленениях механизмов параллельной структуры.
- # Что такое реакция связи.
- # Каким образом можно проходить особые положения в механизмах параллельной структуры.
- # Почему нельзя одновременно управлять скоростью движения по координате и перемещением по данной координате.
- # Роль дополнительных приводов, устанавливаемых в механизмах параллельной структуры.
- # Что такое уравнение динамики для кинематической цепи.
- # Что такое особые положения механизмов параллельной структуры.
- # Что такое фрейм в ИС?
- # Представьте предложение "Все простые числа больше чем x" предикатной формулой, в которой P(x) выражает условие "x является простым числом", Q(x, y) выражает условие "x меньше чем y".
- # Каковы основные недостатки продукционных систем?
- # Задано нечеткие множества: N1 = 0.6 / x1 + 0.4/x2 + 0.3/x3 + 0.8/x4 + 0.5/x5 + 1.0/x6 + 0.6/x7 N2 = 0.9 / x1 + 0.3/x2 + 0.4/x3 + 0.5/x4 + 0.4/x5 + 0.5/x6 + 1.0/x7 Чему равно N1 ∪ N2 ?
- # Заданы 2 фрейма (frame (name (B3)) (type (block)) (color (yellow)) (size (20 20 20)) (coordinate (20 50 0)) (hold (B4))) (frame (name (B4)) (type (block)) (color (yellow)) (size (10 10 10)) (coordinate (50 20 0))) Какое значение слота coordinate во фрейме B4 дает правильную картину мира?
- # Основные преимущества продукционных систем?
- # Какие НЕ-факторы изучаются в системах представления знаний?
- # Постройте фреймовую структуру для информации об конкретном человеке, причем его слоты должны содержать информацию, касающуюся физических, интеллектуальных и эмоциональных характеристик. Каково минимальное количество слотов в таком фрейме ЧЕЛОВЕК?
- # Рассмотрим известный афоризм Козьмы Пруткова : Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиной еще большая. Нет вещи столь малой, в которую не поместилась бы еще меньшая. Обозначим вещи переменными x,y,z и предикат P(x,y), истинный при x > y. Как записать предикатную формулу для исходного афоризма?
- # Для предпосылок P1 и P2 в правилах БЗ даны выражения для вычисления фактора уверенности CF. В каком выражении допущена неточность?
- # Какое семантическое отношение в предложении "Робби передал Марвину синюю пирамиду с помощью Суззи" выделено?
- # Для игры в крестики-нолики на поле 3х3 заданы оценочные функции, отображающие число занятых клеток. В функциях использованы обозначения: N1 – центральная клетка, N2 – клетки на диагоналях, N3 – две клетки на одной прямой, не занятой противником, M3 – две клетки на одной прямой, занятые противником и не занятые игроком (вами). Какая оценочная функция даст лучший результат?
- # Рассмотрим пример применения правила резолюции. Заданы утверждения: кто может читать, тот грамотный; дельфины не грамотны; некоторые дельфины обладают интеллектом. Требуется доказать: некоторые из тех, кто обладает интеллектом, не могут читать. Ниже приведены предложения утверждений, теорема и резольвенты. В какой строке допущена ошибка?
- # Задано исходное состояние { handempty, ontable(a), ontable(b), ontable(c), clear(a), clear(b), clear(c)} и целевое состояние { handempty, on(a,b), on(b,c), clear(a), ontable(c)} Какой план достижения цели роботом является верным?
- # Какая из семи стратегий разрешения конфликтов при поиске решений в системах продукций является стратегией по умолчанию (default strategy) в системе CLIPS ?
- # Игра в ним состоит в следующем. Двое игроков поочередно удаляют одну, две или три монеты из кучки, содержащей пять монет. Проигрывает тот, кому достанется последняя монета. Предложите эффективную оценочную функцию. Постройте дерево поиска. Какой игрок будет побеждать с вашей оценочной функцией?
- # Рассмотрим пример доказательства по методу резолюций. Какая строка неверна?
- # Какое высказывание об Альфа-бета-процедуре является неверным?
- # Case-based Reasoning (CBR) – вывод, основанный на прецедентах, является в настоящее время одним из развиваемых направлений ИИ в Америке. Почему?
- # Для игры в крестики-нолики на поле 3х3 заданы оценочные функции (ОФ), отображающие число занятых клеток. При этом N1 – центральная клетка, N2 - клетки на диагоналях, N3 - число клеток ≥ 2 на одной прямой, не занятой противником, M3 - число клеток противника ≥ на одной прямой, не занятой игроком (Вами). Постройте дерево игры для этих ОФ. Какая ОФ дает худший результат?
- # Задана оценочная функция для игры в шахматы: F(S) = aB + bR + cM +dC +eP +fA где a,b,c,d,e,f – весовые коэффициенты; B – баланс фигур с той и другой стороны; R – относительная безопасность обоих королей; M – подвижность фигур; C – степень контроля за центром доски; P – учет структуры пешечного строя; A – учет атакующих возможностей позиции. Какой коэффициент не важен в конце партии?
- # В процедурах резолюций очень большое значение имеют эвристики поиска. Какая из нижеприведенных стратегий может быть рекомендована для поиска в больших пространствах дизъюнктивных выражений?
- # Case-based Reasoning (CBR) – вывод, основанный на прецедентах (опыте), может быть описан, как состоящий из 4 этапов при решении новой проблемы. На каком этапе производится обучение?
- # Заданы три класса объектов 1, 2, 3, показанные на рисунке. Требуется определить признаки таблицы обучения, пороги и построить оценки близости для объекта Х. [Большая Картинка] К какому классу объектов можно отнести объект Х ?
- # Найти Х такое, что А ⇒ В, как С ⇒ X ? [Большая Картинка]
- # При распознавании текста на шаге сегментации изображение разделяется на отдельные символы (знакоместа). Далее используется расчленение символа на малые образцы (промежуточная сегментация). После этого производится обход по контуру и выделяются признаки: p1, p2, p3, p4 (см. рис.). В ответах приведены возможные последовательности признаков для распознавания символов при обходе по контуру. [Большая Картинка] Какой набор признаков в таблице обучения соответствует рукописной букве "и"?
- # Заданы четыре класса объектов 1, 2, 3, 4, показанные на рисунке. Заданы признаки таблицы обучения: p1 - количество вертикальных линий; p2 - количество горизонтальных линий; p3 - количество наклонных линий. Требуется построить оценки близости для объекта Х. [Большая Картинка]К какому классу объектов можно отнести объект Х на основе заданных признаков распознавания?
- # Найти Х такое, что А ⇒ В, как С ⇒ X, при условии, что исчезновение фигуры имеет минимальный вес? [Большая Картинка]
- # Простейший алгоритм распознавания символьной графической информации может быть представлен в виде четырех шагов. Шаг 1. Формирование массива отрезков символа. Шаг 2. Построение модели распознаваемого объекта. Шаг 3. Выдвижение обобщенной гипотезы. Шаг 4. Проверка гипотезы на нижнем уровне. Переход на шаг (?), если гипотеза не подтвердилась. К какому шагу осуществляется переход на шаге 4?
- # Заданы четыре класса объектов 1, 2, 3, 4, показанные на рисунке. Заданы признаки таблицы обучения: p1 - количество вертикальных линий; p2 - количество горизонтальных линий снизу; p3 - количество горизонтальных линий сверху; p4 - количество наклонных линий / ; p5 - количество наклонных линий \ . Требуется построить оценки близости для объекта Х. [Большая Картинка] К какому классу объектов можно отнести объект Х ?
- # [Большая Картинка]
- # Распознавание машинописных текстов начинается со ввода эталонов шрифтов. Далее осуществляется настройка на конкретный шрифт (режим обучения) – образцу шрифта дается идентификатор буквы (и так для всех букв). На следующем этапе осуществляется выделение знакомест (это просто – если нет соединений букв). Собственно простейший алгоритм распознавания состоит из трех шагов. Шаг 1. Сравнение выделенного знакоместа с эталонным шрифтом и выдвижение гипотезы. Шаг 2. Использование лингвистического корректора. Шаг 3. Применение оценочных (штрафных, эвристических) функций для распознавания. На каком шаге достигается высокая надежность распознавания (как правило, более 95% для хороших реализаций алгоритмов распознавания) ?
- # Для предложения Глокая куздра штеко будланула бокра произведен морфологический анализ. В какой строке допущена ошибка?
- # Для предложения Глокая куздра штеко будланула бокра произведен синтаксический анализ. Где допущена ошибка?
- # Для предложения Глокая куздра штеко будланула бокра произведен семантический анализ – создан лингвистический фрейм. В какой строке допущена ошибка?
- # В системах речевого общения используется?
- # Для предложения "Как ныне сбирается вещий Олег" произведен морфологический анализ. В какой строке допущена ошибка?
- # Для предложения Как ныне сбирается вещий Олег произведен синтаксический анализ. В какой строке допущена ошибка?
- # Для предложения Как ныне сбирается вещий Олег произведен семантический анализ – создан лингвистический фрейм. В какой строке допущена ошибка?
- # Среди систем речевого общения наиболее известной является:
- # Для предложения В саду листки берез, без шороха срываясь, средь тонких паутин, как бабочки, блестят и, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, на блеклую траву беспомощно летят (И.Бунин) произведен морфологический анализ. В какой строке допущена ошибка?
- # Для предложения В саду листки берез, без шороха срываясь, средь тонких паутин, как бабочки, блестят и, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, на блеклую траву беспомощно летят (И.Бунин) произведен синтаксический анализ. В какой строке допущена ошибка?
- # Для предложения В саду листки берез, без шороха срываясь, средь тонких паутин, как бабочки, блестят и, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, на блеклую траву беспомощно летят (И.Бунин) произведен семантический анализ – создан лингвистический фрейм. В какой строке допущена ошибка?
- # Какой демодулятор не требуется на входе приемного устройства “речевой” системы связи?:
- # Что такое экспертные системы?
- # Какие трудности при разработке экспертных систем возникают на начальной стадии проекта?
- # Какой из парадоксов инженерии знаний не верен?
- # В ЭС диагностики неисправностей технических систем могут быть использованы по крайней мере 3 метода обнаружения неисправностей. Какой из этих методов следует использовать в первую очередь ?
- # Укажите, при каком из условий разработка ЭС оправдана:
- # Какие параметры являются информативными при диагностике инфаркта миокарда ?
- # Делают ли ЭС ошибки ?
- # Для создания полного информационного образа каждой неисправности в объекте диагностирования необходимо :
- # ЭС получили широкое распространение потому, что человеческие знания :
- # Почему в работе ЭС в ряде случаев обязательно участие человека?
- # ЭС MYCIN для диагностики и лечения бактериальных заражений крови была разработана в Станфордском университете в 1974-1984гг. С каждым правилом связан коэффициент надежности (КН) в диапазоне [0,1], выражающий достоверность заключения эксперта. Факты оцениваются коэффициентом уверенности (КУ) в диапазоне [0,1]. Обычно для нового факта КУ = КН х min (КУPj), где КУPj – коэффициент уверенности для j-й посылки. Если два правила приводят к одному и тому же заключению, но с разными значениями КУ, равными КУ1 и КУ2, то они взаимно усиливают друг друга и заключение имеет КУ, записанный следующим образом:
- # ЭС OMEGAMON для мониторинга корпоративной информационной сети работает в реальном масштабе времени. Это свойство системы обеспечивается:
- # Что такое работа ЭС в реальном времени?
- # Какой тип данных не поддерживает CLIPS?
- # Какая функция добавляет новые факты в список фактов?
- # Задано определение функции: (deffunction ask-question (?question $?allowed-values) (printout t ?question) (bind ?answer (read)) (if (lexemep ?answer) then (bind ?answer (lowcase ?answer))) (while (not (member ?answer ?allowed-values)) do (printout t ?question) (bind ?answer (read)) (if (lexemep ?answer) then (bind ?answer (lowcase ?answer))) ?answer) Какая строка содержит ошибку?
- # При создании базы правил для управления вытачиванием лопаток турбины справедливо следующее метаправило:
- # Какие возможности характерны для объектно-ориентированного программирования?
- # Какое из перечисленных преимуществ не характерно для системы CLIPS?
- # Задано правило на CLIPS: (deffunction sex-risk (?s ?a ?pm ?et) "sex & age related risk" (if (= 0 (str-compare ?s male)) then (if (>= ?a 45) then (return 1) else (return 0)) else (if (>= ?a 65) then (return 1) else (if (= 0 (str-compare ?pm yes)) then (if (= 0 (str-compare ?et yes)) then (return 1) else (return 0)) else then (return 0))))) В каком случае достигается повышенный риск для женщин?
- # При создании базы правил для управления вытачиванием лопаток турбины следует использовать правило останова:
- # К какой группе математических функций языка CLIPS относится функция sqrt (извлечение корня)?
- # Задано правило ЭС диагностики автомобиля в системе CLIPS. (defrule determine-rotation-state "" (working-state engine does-not-start) (not (rotation-state engine ?)) (not (repair ?)) => (if (yes-or-no-p "Does the engine rotate (yes/no)? ") then (assert (rotation-state engine rotates)) else (assert (rotation-state engine does-not-rotate)))) При использовании стратегии поиска по умолчанию это правило будет вызвано, когда определена следующая переменная:
- # Задано правило на CLIPS: (defrule Find-2-Coeval_person (person (name ?x) (age ?z) (person (name ?y) (age ?z) => (printout t “name=” ?x “ name=” ?y “ age=” ?z crlf)) Приведенное правило выведет на экран
- # В чем интеллект человека выше интеллекта робота.
- # Функции, выполняемые системой «высшего» уровня.
- # В чем состоят интеллектуальные функции технологических систем.
- # Особенности интеллектуальных систем, отличающие их от адаптивных систем.
- # В чем интеллект робота ниже интеллекта человека.
- # Функции, выполняемые системой «низшего» уровня.
- # В чем состоят интеллектуальные функции робота-станка.
- # Функции адаптивных систем.
- # Свойства механизмов параллельной структуры.
- # Какие функции выполняет система управления робота-станка.
- # Функции, выполняемые роботом-станком.
- # Критерии проектирования технологического оборудования.
- # Что из перечисленного характеризует технологический процесс как элемент системы.
- # Что относится к свойствам подвижных стержневых механизмов.
- # Что характерно для станочного оборудования нового поколения.
- # Критерии построения систем управления технологического оборудования.